29 Ноя 2017 10:25

Город технологий и инноваций: как в технопарке «Кванторум» учат школьников мыслить творчески

«Кванториум» – это федеральный образовательный проект. Детские технопарки создаются по всей России с 2015 года. В них под руководством талантливых наставников ребята изучают биотехнологии, it-технологии, робототехнику, гео- и нанотехнологии и космические системы. В нашем регионе детские технопарки «Кванторумы» открыты в Белгороде и Новом Осколе. В областном центре занятия проводят молодые учёные БГТУ им. Шухова.

«Технопарк «Кванторум» – инновационная площадка для внешкольной работы с детьми. Здесь развивают научно-техническое творчество учеников. Цель создания «Кванторума» – повышение престижа инженерных профессий, подготовка кадрового потенциала, который способен совершить технологический прорыв в области развития современной науки и техники», – отметила заместитель директора белгородского технопарка «Кванториум» Наталья Федорищева.

Направление «Биоквантум» в белгородском детском технопарке «Кванторум» появилось не так давно. Здесь изучают микробиологию, зоологию, химию, экологию. Ребята активно ставят опыты и проводят эксперименты.

«21 век считают веком биотехнологий. Очень много веществ, которые загрязняют окружающую среду. Чтобы этого не происходило, необходимо вредные вещества перерабатывать. Но сегодня это трудно сделать, экологический кризис налицо. Поэтому работа в нашем направлении более чем актуальна. Мы исследуем жизнь на Марсе, жизнь на орбите и жизнь в океане», – рассказала преподаватель направления «Биоквантум», кандидат биологических наук Елена Гончарова.

В направлении «Геоквантум» школьники создают цифровые географические карты. Как отметил преподаватель «Кванториума» Евгений Шин, геоинформационные технологии в ближайшем будущем заменят традиционные способы составления карт на местности.

«Любое перемещение и передвижение – это изменение местоположения, т.е. координат. Задача «Геоквантума» – отслеживать перемещение населения, перемещение самолётов, дорожных машин и обрабатывать полученные данные. Мы планируем заниматься обработкой снимков с беспилотных летательных аппаратов для обнаружения каких-либо дефектов, например, будь то кровля крыши или дорожное полотно. Если раньше приходилось забираться на крышу, делать замеры, на это уходило много времени и денежных средств, то сейчас есть такая идея, что пролетит квадрокоптер, мы получим данные, обработаем их, сделаем ортофотоплан и рассчитаем сумму ущерба»,– сообщил Евгений Шин.

В направлении «IT-квантум» школьники изучают последние технологические тренды. Например, систему Интернет вещей. Предметы оснащены встроенными технологиями, обмен данных между ними происходит в сети Интернет. Это перспективное направление. В его рамках ребята создают свои проекты.

«Сегодня популярно понятие Интернет вещей, когда практически каждый элемент нашего дома можно подключить к Интернету и управлять из любой точки мира. В данном случае мы разрабатываем небольшие контроллеры, которые позволят нам переключать свет или управлять жалюзи. Ребята формируются в небольшие бригады (2-4 человека). Я им рассказываю, как привести в действие каждую схему, правильно её запрограммировать и собрать с помощью плат Arduino. Сейчас эти проекты рассматривают как учебные, но когда нашей школе или городу потребуются мышление таких небольших бригад, они могут развить эту тему, может быть, даже превратить всю школу в Интернет вещей», – отметил преподаватель «Кванториума», аспирант БГТУ им. Шухова Вячеслав Дёмин.

На стыке кибернетики и медицины появились нейротехнологии. Благодаря им сегодня создают автоматизированные протезы для инвалидов и системы распознавания лиц и транспорта. В направлении «Нейроквантум» школьники изучают нейронные сети и программируют роботов.

«Нейроквантум – это очень перспективное направление, потому что здесь уже идёт управление роботами силой мысли. С помощью специальных датчиков мы снимаем информацию с человека, т.е. это может быть пульс, электрическая активность или мозговая, и уже эти данные мы можем использовать в управлении или протезировании. Если у человека нет конечности, то можно сделать протез, которым он будет управлять с помощью силы мысли и мышц. Также у нас есть проект – бионическая рука, т.е. это модель руки человека, которая будет управляться с помощью датчиков», – рассказал магистрант кафедры технической кибернетики БГТУ им. Шухова, преподаватель «Кванториума» Роман Чуйков.

Чтобы попасть на инновационную площадку «Кванториума», родители пишут заявление о приёме, а школьники  проходят тестирование. Группы для занятий по направлениям формируют перед началом каждого учебного года. Лучшие ученики «Кванторума» представляют проекты на региональных и всероссийских конкурсах. Сегодня молодые учёные БГТУ им. Шухова обучают 600 ребят. Занятия в детском технопарке «Кванториум» бесплатные и проходят на площадке белгородской средней школы №50.

Система Orphus

Дата последнего изменения: 29 Ноя 2017 11:30