10 Июн 2019 19:50

Человек-машина. Нейротехнологии – тренд или беда века?

Участники летней школы. Фото предоставлено организаторами 

Своё мнение на этот счёт высказали участники международной междисциплинарной летней школы по когнитивной нейронауке, нейрообразованию и прикладным нейротехнологиям.

Научно-образовательный форум завершился в Белгородском государственном национальном исследовательском университете. Тема нейронаук и нейротехнологий сегодня довольно популярная. Покупка товаров, поход на мастер-классы по личностному росту, тренировка памяти и ума – вещи, которые стали для нас привычными. Но мало кто догадывается, что за этим стоят нейротехнологии. В магазинах товары раскладывают так, чтобы получить максимальную прибыль, а на семинарах по целеполаганию внушают советы на основе нейролингвистического программирования, которые якобы помогают добиться успехов в жизни. И в основе всего этого – нейротехнологии. Но есть и другая сторона медали. Например, нейротехнологии используют в разработке бионических протезов, экзоскелетов, нейрокомпьютерных интерфейсов и адаптивных роботов. Доктор наук, профессор факультета информатики немецкого университета Albstadt-Sigmaringen Герман Немировский считает, что самые интересные и перспективные исследования – те, которые находятся на стыке наук. В Германии учёный работает в области искусственного интеллекта и глубинного машинного обучения. «Мы очень быстро движемся к искусственному интеллекту и, прежде всего, к автономным системам. Связано это с увеличением мощности компьютеров. Мы очень быстро идём к полной роботизации нашей жизни и становимся более уязвимыми. Мы всё меньше контролируем наши решения, потому что их принимают машины», – говорит профессор Герман Немировский. Ученый обратил внимание на то, что современные пользователи становятся всё больше потребителями на когнитивном уровне. «И совершенно не понятно, как это скажется на развитии будущих поколений. Люди не должны передавать роботу процесс принятия важных решений», – подчеркнул господин Немировский. Во время летней междисциплинарной школы с Германом Немировским также обсуждался вопрос о сотрудничестве НИУ «БелГУ» с университетом Альбштадт-Зигмарингена.

фото предоставлено организаторами школы

В теоретический блок научной школы в Белгороде вошли лекции и семинары по когнитивной психофизиологии, нейровизуализации, применению методов искусственного интеллекта, нейрокомпьютерным интерфейсам. Практическую часть образовательной программы летней школы посвятили мастер-классам и получению навыков работы с fNIRS-томографом для измерения и анализа пульса, частоты сердечных сокращений и в целом нервной системы. Учёные Тюбингенского университета (Германия) Кристина Артёменко и Моштаба Солтанлоу показали участникам школы, как проводить исследования и изучать работу головного мозга на уникальном аппарате – мобильном приборе для спектроскопии в инфракрасном диапазоне – fNIRS-томографе. Немецкие учёные также представили результаты своих исследований с применением ЭЭГ, fNIRS-томографа, электростимуляции мозга и рассказали о совместном научном проекте с коллегами из НИУ «БелГУ» – сравнительному изучению мозговой активации у левшей и правшей. «На человека надевают устройство в виде шапки и с помощью светового излучения через оптоды определяют активные участки головного мозга, – поясняет Кристина Артёменко. – Мы используем этот метод, потому что он лучше всего подходит для изучения мозга детей. Взрослые могут проходить подобные исследования на МРТ, а малышам такая технология не подходит».

фото предоставлено организаторами школы

Это далеко не все темы, которые обсуждались во время международной летней школы. Инициатор образовательного проекта – кандидат психологических наук, директор научно-проектного центра когнитивных нейронаук и нейротехнологий Белгородского государственного университета Мария Ситникова. Отметим, это первая научная летняя школа в нашем регионе. Университеты в России такой формат стали использовать сравнительно недавно. «Мы пригласили специалистов из России и Европы, чтобы они показали ребятам возможности междисциплинарного подхода в целом и перспективы такого направления, как нейронауки. Наши иностранные гости пригласили студентов на стажировки, что будет для них прекрасной возможностью познакомиться с работой нейролабораторий, а также изучить современные научные методы, – сообщила Мария Ситникова. – Также были достигнуты некоторые договоренности с приглашенными учёными: они готовы включиться в образовательный процесс в Белгороде и приезжать с курсами лекций в наш университет. Также мы будем подавать заявки на получение совместных грантов для проведения исследований».

фото предоставлено организаторами школы

Участниками летней школы по нейротехнологиям стали не только студенты БелГУ и абитуриенты, но и преподаватели белгородских школ по информатике и биологии. Дело в том, что национальный исследовательский университет – единственный в регионе – будет готовить школьников к олимпиаде НТИ по нейротехнологиям. Площадкой выбрана инжиниринговая школа НИУ «БелГУ». Консультационную поддержку в подготовке к олимпиаде НТИ будет оказывать научно-проектный центр когнитивных нейронаук и нейротехнологий НИУ «БелГУ» и руководитель направления по образовательным нейротехнологиям, разработчик первых в России конструкторов для изучения био-и нейросигналов Тимур Бергалиев. Он пояснил, что главная задача – правильно сориентировать ребёнка в школе на получение знаний в области неройтехнологий, подготовить к университету, а потом нацелить на создание собственного стартапа. «Готовя кадры, которые будут работать в ближайшие 10-20 лет, мы смотрим с точки зрения инженерно-прикладного подхода. Необходимо уметь работать руками, если мы говорим про рыночный нейронет, а не просто про нейротехнологии. Настоящие специалисты должны владеть инженерно-техническими навыками», – говорит Тимур Бергалиев. Будущие кадры должны уметь решать практические кейсы, касаемые взаимодействия человека и машины, разработки нейроинтерфейсов, систем бионических протезов или экзоскелетов. Ещё одно важное направление в этой области, где остаётся много нерешённых вопросов, – функционирование систем мониторинга состояния здоровья человека.

фото предоставлено организаторами школы

Участники – студенты НИУ «БелГУ» – о международной летней школе:

Юсуф Саидов, студент института инженерных и цифровых технологий:

«Здесь мы познакомились с различными науками, которые имеют непосредственное отношение к нейронаукам, являются междисциплинарными и позволяют изучать когнитивные способности в работе мозга, применять нейронные сети, машинное обучение и анализ данных. Лекторы доступно рассказывают о своих исследованиях и это очень ценно».

Дарья Терновая, студентка института экономики и управления:

«Поняла, что нужно подтягивать английский язык. Моя дисциплина связана с нейромаркетингом и, в том числе, с изучением поведения людей. Например, как правильно рекламировать товары и делать так, чтобы стратегия компании способствовала привлечению клиентов и повышался спрос на продукцию. Инструментами здесь являются нейротехнологии».

фото предоставлено организаторами школы
Максим Тюхин, магистрант по направлению прикладная информатика:

«Неройнауки связаны с изучением работы человеческого мозга, нейросетей и их применением в области психологии. Получил очень много интересных знаний о работе нашего мозга, нейросетей, новых передовых технологиях в области машинного обучения, а также в сфере анализа данных. Получил навыки работы с новыми программами».

Александр Ломазов, магистрант по направлению прикладная информатика:

«Я узнал о том, как мозг человека воспринимает числа. Нам представили исследования, которые показали, почему у людей возникают проблемы с изучением математики. Мы работали с fNIRS-методом и исследовали мозг через портативные датчики. Я считаю, что у технологий есть предел в развитии. Добавлю, компьютерное мышление сугубо рациональное, которое не обладает чувствами в отличие от человека. И делать выводы о человеческом поведении на основании только компьютерных разработок – это, на мой взгляд, преждевременно. В использовании компьютерных технологий в гуманитарных науках нужно быть осторожным. Чтобы моделировать психофизиологические процессы, нужно сначало чётко понимать, что происходит в нашем мозге и как он работает».

В следующем году организаторы школы планируют пригласить студентов из зарубежных университетов.

Система Orphus

Дата последнего изменения: 12 Июн 2019 11:04